Как развить гибкость тела



Гибкость серьёзна при исполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Уровень гибкости обусловливает развитие быстроты, координационных свойств, силы. Тяжело переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, по окончании спортивных и бытовых травм и т.д.

Упражнения на гибкость возможно легко и с успехом, самостоятельно и систематично делать дома. Особенно полезны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются экспертами как одно из серьёзных средств оздоровления, формирования верной осанки, гармоничного физического развития.

Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В некоторых суставах – плечевом, тазобедренном – человек владеет большой подвижностью, в других - коленном лучезапястном, голеностопном – амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом. В большинстве случаев человек редко применяет всю свою большую подвижность и ограничивается какой- или частью от имеющейся большой амплитуды движения в суставе. Но недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно воздействует на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и довольно часто есть обстоятельством повреждения связок и мышц. При некоторых движениях гибкость человека играется основополагающую роль. Но, к сожалению, многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости. К тому же, воспитание гибкости имеет особенное значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, поскольку это ограничено достаточно твёрдыми возрастными рамками.

Как развить гибкость тела

Под гибкостью знают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Измерителем гибкости помогает большая амплитуда движений. О ней возможно сказать, в то время, когда скелет человека всецело сформировался. А происходит это приблизительно в 18 лет. Как раз в этом возрасте суставы становятся такими, какими их задумала природа. Их свойство к разным движениям и сращениям и называется гибкостью.

Данный показатель зависит не только от тренированности, но и от возраста, от пола. Естественно, что в молодости суставы более подвижны. Хрящи, снабжающие подвижность соединения костей, еще достаточно гибкие и толстые. Со временем эта прокладочка истирается и истончается, да и мускулы и сухожилия около теряют эластичность.

Но, дамы остаются гибкими кроме того при минимуме усилий существенно продолжительнее сильной половины человечества. Это одно из серьёзных условий продолжения рода. Дама просто не может выносить ребенка, в случае если суставы таза и ног утратят свою гибкость и подвижность.

Гибкость, как свойство делать движения с большой амплитудой, связана с причиной наследственности, но на нее воздействуют и регулярные физические упражнения. Она зависит от эластичности мышц и связок. Эластические свойства мышц смогут в значительной степени изменяться под влиянием центрально-нервных факторов.

Термин гибкость более приемлем, в случае если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам вернее сказать подвижность, а не гибкость, к примеру подвижность в плечевых суставах. Хорошая гибкость снабжает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь действенного приложения усилий при исполнении физических упражнений. Не хватает развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, поскольку ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.

Проявление гибкости зависит от ряда факторов. Основной фактор, обусловливающий подвижность суставов, — анатомический. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движений в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, вращение).

На гибкость значительно влияют внешние условия:

1. время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером);

2. температура окружающей среды (при 20-30 о С гибкость выше, чем при 5-10 °С);

3. проведена ли разминка (по окончании разминки длительностью 20 мин. гибкость выше, чем до разминки);

4. разогрето ли тело (подвижность в суставах возрастает по окончании 10 мин. нахождения в горячей ванне при температуре воды +40 о С либо по окончании 10 мин. нахождения в сауне).

Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, а противоположные личностно-психические факторы ухудшают.

Наиболее значимыми показателями для классификации гибкости являются:

1) режим работы мышечных волокон;

2) наличие либо отсутствие внешней поддержки при исполнении упражнений.

На основании этих показателей существует определенная классификация гибкости. По форме проявления различают гибкость активную и пассивную.

При активной гибкости движение с большой амплитудой делают за счет собственной активности соответствующих мышц. Под пассивной гибкостью знают свойство делать те же движения под действием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, особых приспособлений и т.п. Причем пассивная гибкость возможно измерена при дозированной внешней поддержки (дозированная пассивная гибкость) и при большой внешней поддержки (большая пассивная гибкость). Показатели пассивной гибкости в большинстве случаев выше, чем активной, причем, чем больше эта отличие, тем большей резервной гибкостью владеет человек.

По методу проявления гибкость подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая — в позах.

Выделяют кроме этого неспециализированную и особую гибкость. Неспециализированная гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника и др.); особая гибкость — амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.

В зависимости от режима работы мышечных волокон, и наличия либо отсутствия внешней поддержки выделяют восемь основных разновидностей гибкости (таблица 1): активную статическую (АСГ), активную динамическую (АДГ), пассивную статическую (ПСГ), пассивную динамическую (ПДГ), дозированную пассивно-статическую (ДПСГ), большую пассивно-статическую (МПСГ), дозированную пассивно-динамичесую (ДПДГ) и, наконец, большую пассивно-динамическую (МПДГ). Все разновидности пассивной гибкости измеряются при внешней поддержки (к примеру, при помощи груза); что касается больших показателей пассивной гибкости, то они достигаются не при дозированной, а при большой внешней поддержки (к примеру, при помощи партнера либо тренера).

С введением двух дозированных (см. номера 5 и 6 в таблице 1) и двух больших показателей пассивной гибкости (см. номера 7 и 8 в таблице 1) появляется возможность выяснить различия между ними, с одной стороны, и показателями активной и пассивной гибкости - с другой. Эти различия характеризуют величины недостатка либо запаса гибкости. В частности, разность ДПСГ - АСГ - это дозированный недостаток энергично-статической гибкости (ДДАСГ), разность МПСГ - АСГ - большой недостаток энергично-статической гибкости (МДАСГ), разность ДПДГ - АДГ - дозированный недостаток энергично-динамической гибкости (ДДАДГ), разность МПДГ - АДГ - большой недостаток энергично-ди намической гибкости (МДАДГ). И, наконец, разности между большими и дозированными показателями пассивной гибкости разрешают выяснить промежутки болевого порога. Так, разность МПСГ - ДПСГ характеризует в пружинистых движениях статический промежуток болевого порога (СИБП), а разность МПДГ - ДПДГ - динамический промежуток болевого порога (ДИБП).

Таблица 1. Основные разновидности гибкости

Так, возможно, составить систему из 12 показателей гибкости (таблица 2): два активных (статическая и динамическая), два дозированных (пассивно-статическая, пассивно-динамическая), два больших (пассивно- динамическая, пассивно-статическая), четыре рассчитываемых по разнице между показателями пассивной и активной гибкости (ДДАСГ, МДАСГ, ДДАДГ, МДАДГ) и два рассчитываемых по разнице между большими и дозированными показателями пассивно-статической и пассивно-динамической гибкости (СИБП, ДИБП).

Таблица 2. Система из 12 показателей гибкости

В случае если показатели ДДАСГ, МДАСГ, ДДАДГ и МДАДГ определяются прежде всего активной недостаточностью мышц, то показатели ИБП - пассивной растяжимостью мышц, связок и величинами болевых порогов борца.

Подвижность в суставах начинается неравномерно в разные возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного возраста активная подвижность в суставах возрастает, в будущем она значительно уменьшается. Количество пассивной подвижности в суставах кроме этого с возрастом значительно уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше отличие между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это разъясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими трансформациями. Возрастные особенности суставов нужно принимать к сведенью в ходе развития и гибкости.

Особое действие физическими упражнениями на подвижность в суставах должно быть согласовано с естественным ходом возрастного развития организма.

По мере развития организма гибкость кроме этого изменяется неравномерно. Так, подвижность позвоночника при разгибании заметно увеличивается у мальчиков с 7 до 14 лет, а у девочек с 7 до 12 лет, в более старшем возрасте прирост гибкости понижается. Подвижность позвоночника при сгибании существенно возрастает у мальчиков 7-10 лет, а после этого в 11-13 лет значительно уменьшается. Высокие показатели гибкости отмечаются у мальчиков в 15 лет, а у девочек в 14 лет, при активных движениях гибкость немного меньше, чем при пассивных.

В суставах плечевого пояса подвижность при сгибательных и разгибательных движениях возрастает до 12-13 лет, наиболее высокие результаты имеют место в 9-10 лет.

В тазобедренном суставе рост подвижности громаднейший от 7 до 10 лет, в последующие годы прирост гибкости замедляется и к 13 – 14 годам приближается к показателям взрослых. У лиц различного возраста между гибкостью и силой мышц существует отрицательная взаимосвязь – с повышением в ре­зультате тренировки силы мышц, в большинстве случаев, значительно уменьшается подвижность в суставах.

в течении жизни человека существенно изменяется величина суставных поверхностей, эластичность мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков, суставных сумок. Естественно исходя из этого и величина подвижности в суставах в различном возрасте неодинакова.

Младший школьный возраст есть наиболее благоприятным для развития физических свойств (скоростные и координационные способности, свойство длительно делать циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности).

Значительные трудности смогут появиться, в случае если развивать гибкость за счет трансформации строения сустава. В большинстве случаев суставы имеют однообразное строение у всех людей. Но как мы знаем, что подвижность в суставах у детей больше, чем у взрослых. В случае если давать упражнения с большей амплитудой движения с детского возраста, то громадная подвижность сохраняется и в зрелом возрасте.



Наиболее интенсивно гибкость начинается до 15—17 лет. При чем для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9—10 лет, а для активной — 10—14 лет. Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6— 7 лет. У детей и подростков 9—14 лет это свойство начинается практически в 2 раза действеннее, чем в старшем школьном возрасте.

В физическом воспитании основной есть задача обеспечения таковой степени всестороннего развития гибкости, которая разрешала бы удачно овладевать основными крайне важными двигательными действиями (умениями навыками) и с высокой результативностью проявлять остальные двигательные способности — координационные, скоростные, силовые, выносливость.

Ключевые принципы спортивной тренировки: доступность, систематичность, постепенность. Методические правила физического воспитания совпадают с общедидактическими, и это оправданно, т.к. физическое воспитание — один из видов педагогического процесса и на него распространяются неспециализированные правила педагогики:

• сознательность и активность, наглядность,

Данный принцип обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, и личные различия в физических и психических свойствах занимающихся.

Доступность не свидетельствует отсутствие трудностей в учебно-тренировочном ходе, а предполагает посильную меру этих трудностей, каковые смогут быть удачно преодолены. Занимающийся в этом ходе — не пассивный субъект, а деятельно действующее лицо. Полное соответствие между трудностями и возможностями при мобилизации всех сил занимающегося и свидетельствует оптимальную меру доступности.

Значительно чаще всей группе даются задания усредненной сложности, доступные средней части занимающихся (фронтальный подход). Отрицательная сторона этого подхода в том, что сильнейшая часть группы работает в облегченных условиях, а не сильный — в усложненных.

По мере более глубокого знакомства с учебной группой преподаватель все чаще использует так называемый групповой подход, в то время, когда в учебной группы определяются микрогруппы по степени их подготовленности к определенному заданию. Любая из микрогрупп получает оптимальное задание. Групповой подход более действен, чем фронтальный, он требует от преподавателя-тренера хорошего знания занимающихся, учебно-тренировочной группы.

Границы доступного изменяются по мере развития физических и духовных сил занимающихся: что было недоступным на одном этапе подготовки, делается в будущем легко выполнимым. В соответствии с этим должны изменяться и требования, предъявляемые к их возможностям.

Принцип систематичности — это в первую очередь регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.

Регулярность занятий предполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Каждая нагрузка имеет четыре фазы: расходование энергии, восстановление, сверхвосстановление, возвращение к исходному уровню. Вот из-за чего учебные занятия по физической культуре ни при каких обстоятельствах не выполняют в течение двух дней подряд. Помимо этого, как раз необходимостью выполнять принцип систематичности разъясняется программное требование по дисциплине Физическая культура — регулярное посещение всех занятий, предусмотренных учебным расписанием.В случае если за тренировочным занятием последует через чур большой паузу, то указанный эффект в той либо другой мере неспешно теряется (редукционная фаза). Это относится, в первую очередь, к уровню работоспособности (сформированные умения и навыки сохраняются в течение более долгого времени). Значит, промежуток отдыха должен заканчиваться раньше, чем наступает редукционная фаза. Это положение подчеркивает важность принципа систематичности и одной из его сторон — непрерывности учебно-тренировочного процесса.

Целесообразным считается развитие гибкости до таковой степени, которая допускается обычным строением суставов, эластичностью связок и мышц. Растяжимость мышечных волокон может увеличиваться под влиянием физических упражнений. Наряду с этим не должна мучиться их свойство возвращаться в исходное положение. Исходя из этого нужно сочетать особые упражнения для развития гибкости с упражнениями на силу. Гибкость и сила имеют обратную зависимость – гипертрофия мышц в следствии односторонних занятий силовыми упражнениями может привести к ограничению подвижности в суставах и уменьшению амплитуды движений. Исходя из этого нужно рационально сочетать упражнения для развития гибкости и силовую подготовку.

К активным движениям по воспитанию гибкости относятся:

· простые движения (наклоны, повороты, выпрямление);

· пружинистые движения (пружинистые наклоны и выпрямление);

Степень действия этих упражнений приблизительно соответствует порядку их перечисления. В такой же последовательности их нужно включать в комплексы упражнений для разминки либо воспитания гибкости.

Пассивные статические упражнения (тут поза сохраняется за счет внешних сил) пара менее действенны, чем динамические.

В динамическом режиме упражнения смогут выполняться при относительно плавных маховых движениях с предельным повышением амплитуды движений. При статическом режиме, по мере исполнения серии упражнений, используются упражнения типа самозахвата, фиксированных наклонов, полушпагатов, шпагатов и других с большим растягиванием определенных мышечных групп.

Основные методические советы при исполнении упражнений для развития гибкости пребывают в следующем:

· упражнения направляться делать по окончании тщательной разминки;

· количество повторений в каждой серии – 30-40;

· длительность статических поз – от нескольких до десятков секунд.

Упражнения на гибкость возможно включать во все части занятия: в подготовительной части они входят в компоненты разминки; в основной части употребляются в виде независимого раздела. Либо играются вспомогательную роль и выполняются отдельными сериями в промежутках между основными упражнениями; в последней части, в условиях утомления, рекомендуется применять для развития гибкости пассивные упражнения.

В ходе физического воспитания в большинстве случаев не нужно добиваться предельно вероятной степени развития гибкости. Она должна быть только таковой, которая снабжала бы свободное исполнение нужных движений. Наряду с этим величина гибкости обязана пара превосходить ту большую амплитуду, с которой выполняется движение. Гипертрофированное же — выходящее за пределы анатомического строения суставов повышение подвижности не оправдано никакими мыслями, т.к. оно нарушает гармонию развития и вступает в несоответствие с педагогическими
задачами. Громаднейшее значение имеет подвижность в суставах позвоночника, в тазобедренных и плечевых суставах.

Мускулы относительно малорастяжимы. В случае если пробовать расширить их длину в одном движении, то эффект будет весьма незначителен. Но от повторения к повторению следы упражнения суммируются, и, в случае если сделать пара десятков наклонов, повышение амплитуды будет в полной мере заметным. Исходя из этого упражнения на растягивание делают сериями по паре повторений в каждой. Амплитуду движений увеличивают от серии к серии. По окончании активных упражнений повышенные показатели гибкости сохраняются продолжительнее, чем по окончании пассивных.

Потому, что гибкость легче всего развивать в детском и подростковом возрасте, основную работу по воспитанию гибкости нужно планировать на данный период.

В качестве средств развития гибкости применяют упражнения, каковые возможно делать с большой амплитудой. Их в противном случае именуют упражнениями на растягивание.

Среди упражнений на растягивание различают активные, пассивные и статические.

Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) возможно делать без предметов и с предметами (гимнастические крилей, обручи, мячи и т.д.).

Пассивные упражнения на гибкость включают: движения, делаемые посредством партнера; движения, делаемые с отягощениями; движения, делаемые посредством резинового эспандера либо амортизатора; пассивные движения с применением собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т.п.); движения, делаемые на боеприпасах (в качестве отягощения применяют вес собственного тела).

Статические упражнения. делаемые посредством партнера, собственного веса тела либо силы, требуют сохранения неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени (6-9 с). Затем направляться расслабление, а после этого повторение упражнения.

Основные правила применения упражнений в растягивании: не допускаются болевые ощущения, движения выполняются в медленном темпе, неспешно возрастают их амплитуда и степень применения силы ассистента.

Для развития и совершенствования гибкости методически принципиально важно выяснить оптимальные пропорции в применении упражнений на растягивание, и верную дозировку нагрузок. В случае если требуется достижение заметного сдвига в развитии гибкости уже через 3—4 месяца, то рекомендуются следующие соотношения в применении упражнений: приблизительно 40% — активные, 40% — пассивные и 20% — статические. Чем меньше возраст, тем больше в общем объеме должна быть часть активных упражнений и меньше — статических.

Упражнения на гибкость рекомендуется включать в маленьком количестве в утреннюю гигиеническую гимнастику, в вводную (подготовительную) часть урока по физической культуре, в разминку при занятиях спортом.

Упражнения на гибкость принципиально важно сочетать с упражнениями на силу и расслабление. Как установлено, это не только содействует повышению силы, растяжимости и эластичности мышц, создающих данное движение, но и повышает прочность мышечно-связочного аппарата. Помимо этого, при применении упражнений на расслабление в период направленного развития подвижности в суставах существенно (до 10%) возрастает эффект тренировки.

Упражнения на гибкость на одном занятии рекомендуется делать в таковой последовательности: сначала упражнения для суставов верхних конечностей, после этого для туловища и нижних конечностей. При серийном исполнении этих упражнений в промежутках отдыха дают упражнения на расслабление.

Существуют различные точки зрения по вопросу о количестве занятий в неделю, направленных на развитие гибкости. Так, одни уверены в том, что достаточно 2—3 раз в неделю; другие убеждают в необходимости ежедневных занятий; третьи уверены, что отличных показателей дают два занятия в сутки. Но все эксперты едины в том, что на начальной стадии работы над развитием гибкости достаточно трех занятий в неделю. Помимо этого, трехразовые занятия в неделю разрешают поддерживать уже достигнутый уровень подвижности в суставах.

Перерывы в тренировке гибкости отрицательно сказываются на уровне ее развития. Так, к примеру, двухмесячный паузу ухудшает подвижность в суставах на 10—12%.

При тренировке гибкости направляться применять широкий арсенал упражнений, влияющих на подвижность всех основных суставов, потому, что не отмечается положительный перенос тренировок подвижности одних суставов на другие.

В последние годы за границей и у нас стал широко распространен стретчинг — система статических упражнений, развивающих гибкость и содействующих увеличению эластичности мышц. Регулярное их исполнение окажет помощь мышцам стремительнее восстанавливаться по окончании нагрузок и предотвратит болезненные растяжения. Суставы становятся подвижнее, мускулы получают больше кислорода и расслабляются. Стретчингом в большинстве случаев начинаются и завершаются многие фитнес-тренировки, но делать эти упражнения возможно и раздельно.

Сам термин стретчинг происходит от английского слова stretching — натянуть, растягивать. В ходе упражнений на растягивание в статическом режиме занимающийся принимает определенную позу и удерживает ее от 15 до 60 с, наряду с этим он может напрягать растянутые мускулы.

Физиологическая сущность стретчинга содержится в том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируются процессы кровообращения и обмена веществ.

Существуют разные варианты стретчинга. Наиболее распространена следующая последовательность исполнения упражнений: фаза сокращения мускулы (силовое либо скоростно-силовое упражнение) длительностью 1-5 с, после этого расслабление мускулы 3-5 с и затем растягивание в статической позе 15-60 с. Обширно употребляется и другой метод исполнения упражнений стретчинга: динамические (пружинистые) упражнения, делаемые в разминке либо основной части занятия, заканчиваются удержанием статической позы на время в последнем повторении.

Длительность и темперамент отдыха между упражнениями личны, а сама пауза для занимающихся может заполняться медленным бегом либо активным отдыхом.

Методика стретчинга достаточно лична. Но возможно советовать определенные параметры тренировки.

Как развить гибкость тела

1. Длительность одного повторения (удержания позы) от 15 до 60 с (для начинающих и детей — 10—-0 с).

2. Количество повторений одного упражнения от 2 до 6 раз, с отдыхом между повторениями 10-30 с.

3. Количество упражнений в одном комплексе от 4 до 10.

4. Суммарная продолжительность всей нагрузки от 10 до 45 мин.

5. Темперамент отдыха — полное расслабление, бег трусцой, деятельный отдых.

На протяжении исполнения упражнений нужна концентрация внимания на нагруженную группу мышц.

Анализ научно-методической литературы говорит о том, что развитие гибкости у детей младшего школьного возраста имеет отличия в связи с возрастными изюминками детского организма. Наиболее интенсивно гибкость начинается до 15-17 лет. Наряду с этим для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9-10 лет, а для активной – 10-14 лет.

Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 – 7 лет. У детей 9 – 14 лет это свойство начинается практически в 2 раза действеннее, чем в старшем школьном возрасте. Это разъясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста. Подвижность в суставах начинается неравномерно в разные возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного возраста активная подвижность в суставах возрастает, в будущем она значительно уменьшается. Количество пассивной подвижности в суставах кроме этого с возрастом значительно уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше отличие между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это разъясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими трансформациями. Возрастные особенности суставов нужно принимать к сведенью в ходе развития и гибкости.

Для воспитания гибкости методически принципиально важно выяснить оптимальные пропорции в применении упражнений на растягивание, и верную дозировку нагрузок.

1. Ашмарин, Г. А. - Теория и методика педагогических изучений в физическом воспитании: Учебное пособие /А.Г. Ашмарин.- М. Просвещение, 1995.-287с.

Как развить гибкость тела

2. Быков, В. С. - Развитие двигательных свойств обучающихся: Учебное пособие /В.С. Быков. – Челябинск: УралГАФК, 1998.-74с.

3. Воробьев, В.И. - Определение физической работоспособности спортсменов: Учебное пособие / В.И. Воробьев. - Челябинск, 1998. – 54 с.

4. Анатомия человека: Учебник /М.Ф. Иваницкий, Б.А.Никитюка, А.А. Гладышев, Ф.В. Судзиловский. - М. Тера-Спорт, 2003 – 624 с.

5. Иванов, А.В. От уроков к дням здоровья и спорта/А.В. Иванов/ Физическая культура в школе. - 1996.- № 8. - 44с.

6. Костенок, П.И. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта /П.И. Костенок//Физиология человека – 1997. – Т.23, № 6. – С. 65-73.

7. Настольная книга учителя физической культу­ры: Пособие для учителя /Под ред. проф. Л. Б. Кофмана. – М. Академия, 2000. – 72 с.

8. Холодов, Ж. К. – Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник /Ж.К. Холодов, В. С. Кузнецова. - М. Издательский центр Академия, 2003. – 480 с.

9. Чудинова, П.Р. Воспитание гибкости у детей /П.Р. Чудинова/ Физическая культура в школе. – 1994. - №5. – 3 с.

10. Шакина, Е.А. Определение гибкости /Е.А. Шакина/ Физическая культура в школе. – 1994. - № 7. – 15 с.

Рекламные ссылки

Статьи по теме